В статье я хочу показать на простых примерах как самостоятельно нарисовать оригинальную акварельную открытку. Уже много лет у меня хранятся несколько самодельных поздравительных открыток. Со временем они стали теплыми и нежными воспоминаниями о старых, добрых временах. Оригинальные открытки собственного дизайна сохраняют тепло и доброту вашего сердца.

Ручная работа и оригинальное мышление высоко ценятся в наше время. Во время работы вы проявите свое творческое начало, а современные техники и приемы предоставляют большие возможности для творческого самовыражения. Результат порадует друзей и близких. Давайте попробуем, это не сложно.

 Открытки акварелью ручной работы: какие материалы и инструменты вам потребуются

открытки акварелью

Акварельные открытки ручной работы несут теплоту вашего сердца и позволяют проявить индивидуальность

Для изготовления  открыток акварелью нам понадобится бумага, краски и кисточка. Эти простые материалы продаются в любом магазине товаров для творчества. Если подойти более профессионально, то список  поможет подготовиться к увлекательному творческому процессу.

Коврик для разметки необходим для вырезания четкого контура. Вырезание контура ножницами не дает четкого края. На коврик нанесена разметка в сантиметрах. Прочный материал не боится лезвия ножа.  Для резки картона и бумаги подойдет канцелярский нож со сменными лезвиями.

Для создания более графичного, четкого  изображения используют линер с водостойкими чернилами. В рисовании линером нет четких правил. В готовый акварельный рисунок можно добавить акценты четкими линиями, или наоборот, четкий рисунок оживить свободными акварельными пятнами.

мат для резки бумаги

Инструменты и принадлежности для работы: карандаши, точилка, кисточки, клей, двухсторонняя клейкая лента, мат для вырезания, черный линер, палитра для красок.

Для начинающих художников пригодится калька для срисовки. Если не получается срисовать один в один  или нет времени, то старый добрый метод перевода рисунка на кальку сэкономит нервы и силы. Для тонких красивых линий лучше использовать автоматический карандаш, а для набросков простой карандаш с мягким грифелем.

Материалы и инструменты для работы над открытками

  • Акварельная бумага
  • Листы цветного картона
  • Бумажные салфетки
  • Акварельные краски
  • Простой карандаш для эскизов
  • Линер для проведения тонких линий
  • Несколько кисточек разного размера
  • Калька для срисовки 
  • Украшения (перья, блестки, шпагат и т.д.)
  • Двухсторонний скотч
  • Ножницы, резак для картона
  • Коврик для разметки

Изобилие украшений в отделах для творчества и скрапбукинга открывает простор для воображения. Использование украшений ( блестки. стразы, перья, кружево) должно  подчеркивать главную идею, а не вызывать рябь в глазах. Приклеивая блестки, лучше вовремя остановиться, чем переборщить. С остальными инструментами для работы над открытками будем знакомиться в процессе творчества и работы над проектами.

Немного подробнее о бумаге для акварели: почему важно выбрать правильную бумагу

бумага для акварели

Акварельная бумага бывает различных размеров, формы и плотности. Для итоговой работы лучше выбрать бумагу хорошего качества.

Бумага для акварели, это основа для рисунка. От качества бумаги зависит конечный вид изделия. Стоит сразу предупредить, что, используя плохую бумагу, эффекта ВАУ не получить. Акварельную бумагу различают по плотности, составу и методу изготовления.

Самый важный показатель качества, это плотность бумаги.

Плотность бумаги измеряется в граммам на метр квадратный. Для акварели применяют бумагу плотностью от 200 гр/м.кв до 400 гр/м. кв. Эти цифры могут вам ничего не говорить. Представьте детский альбом для рисования. Плотность бумаги в обычном альбоме  составляет 150-200 гр/м.кв. Профессиональные художники используют бумагу плотностью от 300 гр/м.кв. Листы бумаги плотностью 400 гр/м.кв представляют собой настоящий картон.

Качественная бумага состоит их хлопка. На этикетке вы прочитаете “ 100% хлопок”. При изготовлении используются текстильные волокна. Хлопковая бумага различается по качеству, производителям и цене. О цене хочется сказать отдельно. Это дорогая бумага в прямом смысле слова. Но есть и преимущество. Начиная рисовать на качественной хлопковой бумаге, даже новичок может с первых шагов добиться выразительности  и почувствовать все прелести рисования акварелью.

Следующая в ценовом сегменте, это бумага из целлюлозы. Она более всего доступна по цене. Ее чаще всего используют в процессе обучения. Структура целлюлозной бумаги более однородна. Бумага производится из древесных или бумажных волокон. Альтернативой может послужить целлюлозная бумага с включением хлопковых волокон.  Придя в отдел для творчества,  можно впасть в ступор. На прилавках огромное количество бумаги в рулонах, отдельными листами, блокнотах, планшетах и альбомах. Это может вас сильно озадачить.

Основные моменты при выборе правильной бумаги для акварели следующие:

Плотность: 250-300 гр/м.кв.

Состав: целлюлоза, целлюлоза +хлопок, 100% хлопок

Цвет: белый или слегка тонированный (зависит от идеи)

Размер не имеет значения

Для эскизов или набросков подойдет простой альбом для рисования. Итоговую работу лучше выполнить на бумаге достойного уровня.  Лучше купить тяжелую бумагу плотностью 250-300, которая не коробится при намокании. Для изготовления  открыток я открыла для себя специальную бумагу китайской фирмы Baohong. Фирма выпускает уже готовые наборы открыток из акварельной хлопковой бумаги стандартного размера 10х15 см. Все готово для творчества, остается главный вопрос: где взять идеи?

Основные техники рисования акварелью 

Самая простая техника рисования акварелью, это заливка (или отмывка). Именно с этого способа начинают обучение в художественных школах. Сначала надо научиться делать равномерную отмывку одним тоном. а затем переходить к плавному градиенту. Градуированная отмывка, это идеальный прием для изображения чистого неба. Делают плавную отмывку влажной кистью по сухой бумаге.

Акварель по-сухому. Влажной кистью наносятся мазки по сухой бумаге или на подсохший слой краски. Контуры получаются сухие и четкие. Идеальная техника для начинающих художников.

 Лессировка, это многослойная живопись по-сухому. На уже высохшие слои краски наносятся следующие, и так, слой за слоем. В целом рисунок состоит из 2 или 3 слоев краски. Важно, чтобы все лессировочные слои были прозрачными. Эффект оптического смешивания красок создает ощущение свечения и глубины пространства. 

Акварель по сырому.  Пишем работу влажной  кистью по сырой бумаге. С помощью техники мокрое по мокрому создаются плавные переходы, мягкие контуры. Мелкие детали прорисовываются позже сухой кистью. Для акварели по мокрому подходит только качественная бумага плотностью 300 гр/кв.м. 

Техника а ля прима. Это значит, что рисунок создается быстро за один подход. Для работы в этой технике требуется опыт и уверенность. Прежде надо потренироваться и заранее подобрать цвета. При смешивании некоторых цветов легко получить грязные оттенки, что испортит работу. Яркие, сочные, уверенные, экспрессивные рисунки отличают технику я ля прима.

В большинстве случаев, каждая работа, это комбинация различных техник. С опытом каждый художник находит для себя свою характерную манеру исполнения. В рисовании небольших открыток допускается применять и смешивать различные техники. Рисование открыток, это увлекательное занятие, к которому можно относится легко и с чувством юмора. 

В итоге получается 6 основных приемов рисования акварелью:

  1. Отмывка равномерная или с градиентом
  2. Живопись акварелью по-сухому
  3. Лессировка или многослойная живопись
  4. Живопись по-мокрому
  5. Техника акварельного рисунка А ля прима

Шесть специальных приемов при работе акварелью

Эти приемы сделают  работы более живописными и динамичными

рисунок одуванчики

Специальные приемы делают работу более живой и легкой. При разбрызгивании, как на летней акварели «Одуванчики», получается много мелких пятнышек, которые воспринимаются как часть работы.

Специальные эффекты помогают отобразить фактуру песка, камней, воды, облаков и звездного неба. Использование соли воспроизводит сложную фактуру. На влажную, но не мокрую бумагу наносят соль. Кристаллы соли впитывают красочный пигмент. После высыхания бумаги соль стряхивают. В результате получается необычный узор. 

На готовый акварельный рисунок наносят брызги  с помощью кисти, зубной щетки или расчески. Прием позволяет передать структуру песка или земли. В целом прием разбрызгивание оживляет картинку, создавая ощущение движения. Для создания подобного эффекта важно, чтобы брызги выглядели случайными, а не заранее спланированными.

разбрызгивание краски

Разбрызгивание краски делает работу живее. На первом фрагменте рисунка для разбрызгивания применялась старая зубная щетка. На втором рисунке я применила кисточку.

Для того, чтобы на рисунке оставить светлые пятна используют воск или маскировочную жидкость. Маскировочную жидкость используют для выделения бликов или светлых мест. После снятия маскировки над фрагментом картины можно продолжать работу.  С помощью восковой свечи создают контур или изображение, которое пигмент не закрасит.  Хорошо подходит для изображения пены от волн и морских брызг.

Прием «влажное во влажном» создает интересные разводы. Техника заключается в добавлении  капли чистой воды или другого цвета в еще влажный слой краски. Цвета красок или вода интересно перемешиваются. Создается неожиданный и эффектный красочный слой. Для того, чтобы высветлить участок работы, краску можно смыть водой. Чистой влажной кистью проводят по участку, который надо высветлить.

эффекты акварелью

На фрагменте слева показан прием «вощение». Краска не проникает сквозь слой воска, изображение остается белым. Справа показан прием «влажное во влажном». В слой краски добавлены капли чистой воды для получения интересных разводов.

Шесть специальных приемов при работе с акварелью 

  1. Соль 
  2. Брызги
  3. Пробелы
  4. Высветление
  5. Влажное во влажном
  6. Процарапывание 

Когда работа еще влажная шпателем или черешком процарапывают детали. Например на темном фоне выделяют стволы деревьев, листья. Прием смотрится очень эффектно именно на темном фоне. Это далеко не все способы работы над акварельным рисунком, но для создания выразительных эффектов над первыми проектами такого набора вполне достаточно. А мастерство придет с опытом.

Создаем первую акварельную открытку пошагово

 Все готово для творчества, остается главный вопрос: где взять идеи?

открытка хочу на море

Формат бумаги 10х15 см идеально подходит для создания открыток.

Идеями для моих работ послужили впечатления из путешествий, детские игрушки, старые фотографии. Если использовать идеи других авторов, то надо интерпретировать тему и пропускать через свое видение. Я часто использую свои фотографии из поездок. Если понравилась фотография в интернете, то при рисунке важно суметь выделить главное и подчеркнуть уже свою идею.

Для первой работы я выбрала  морской сюжет. Нарисуем картинку акварелью на хлопковой бумаге для открыток. Из отпуска у теплого моря мы часто привозим камушки и ракушки, которые долго собирали на берегу, выискивая самые красивые.Страсть к собирательству досталась нам от древних предков. Это рисунок для тех, кто скучает по морскому побережью и непременно вернется на море, когда грустные времена пандемии закончатся.

Любую работу начинаем с эскиза. Смысл быстрого наброска заключается в том, чтобы зафиксировать идею. Рисунок не должен быть точным, аккуратным, с прорисованными деталями. Главное, это определить местоположение объектов на листе бумаги и определить с какой стороны падает свет.

эскиз

Слева готовая работа. Справа первоначальный эскиз. Эскиз может отличаться от готовой работы, так как в процессе работы часто появляются неожиданные идеи.

Этапы работы над акварельной открыткой

Размер открытки 10х15см обладает рядом преимуществ перед большим форматом. Поверхность, которую надо покрыть краской не большая. Закончить работу можно гораздо быстрее, у начинающего художника отсутствует страх белого листа, как перед большой картиной. Вы не обязаны рисовать шедевр, простой милый рисунок от души затрагивает эмоции сильнее, чем фундаментальная картина.

Работа над рисунком ведется поэтапно.  На первом этапе определимся с палитрой. Будем использовать всего три цвета: ультрамарин, охру желтую и серую пейну. Обычно работают поочередно над различными поверхностями. В данном примере у нас всего две поверхности: небо и камни. Сначала пишем небо. Для этого тщательно смачиваем кисточкой с водой поверхность неба. Бумага должна быть влажной, но не мокрой (без водяных луж). 

работа над открыткой

Этапы работы над открыткой. Слева: закрепляем бумагу на гладкой ровной поверхности малярным скотчем. Центр: аккуратно смачиваем водой поверхность неба, обводя камни. Справа: пишем небо.

Следующим этапом рисуем пирамидку из камней.  Для этого понадобиться краска серая пейна. Разбавляем серую пейну водой до светлого состояния. Начинаем с освещенной части и покрываем всю поверхность камня светлым цветом. Затем, не промывая кисть, макаем кисточку в краску и начинаем темным цветом с другого конца камня. На середине краски смешиваются. В этот момент кисточку надо промыть, просушить бумажной салфеткой и аккуратно смешать краски. Так, камешек за камешком. В конце рисуем тени и наносим красивые тонкие полоски кисточкой с длинным тонким ворсом.

На работу явно просятся какие-то детали. Например, птички. Тоненькой кисточкой с длинным ворсом нанесите силуэты птиц разбавленной серой пейной. Если нарисовать птиц очень ярко, то будет смотреться грубовато. В последний момент у меня возникла идея со штурвалом. Ведь это просто открытка, и я могу добавить все, что захочу. Штурвал, это наклейка из набора морской тематики, как раз в тему.

готовая акварельная открытка

Слева: продолжаем работу над камнями. Готовую акварельную открытку можно подписать, отправить по почте другу, вставить в красивую рамочку.

Основные моменты, которые надо запомнить

  • Создание эскиза помогает правильно спланировать работу. Определить тональность, продумать композицию, подготовиться к работе с цветом.
  • Выбрать краски для акварельного рисунка, то есть подобрать палитру. Лучше использовать ограниченное количество цветов, но с условием, что они гармонируют друг с другом.
  • Перенести эскиз на акварельную бумагу простым карандашом. Можно нарисовать заново или использовать кальку для срисовки.
  • Написать небо. Синий цвет в верхней части неба должен быть интенсивный.
  • Нарисовать каждый камешек, затем добавить тени и тонкие полоски по форме камней.
  • Нанести последние штрихи. Тонкой кисточкой добавить птичек на небо, приклеить декоративную наклейку. Можно использовать старую марку, нанести штампик, все, что вздумается.
  • Подписать работу